суббота, 18 октября 2008 г.

Петров

Петров.
Пятница. 17 октября. Кипиш. День, когда происходит шествие первокурсников всегда кипиш. Что-то забывается, что-то не получается, оперативное решение ошибок. Шредер очередной раз прогуливает английский. Первый курс представляет разношёрстную массу - от резиновой женщины и сталкерами от 101 до прекрасных алхимиков с красными мантиями от 103. Это праздник первокурсников Университета. "Андрей, улыбнись" - говорит Аня Ветлугина и я поднимаю глаза. В тот день глаза всего химфака потускнели, а лица посуровели.
Татьяна Владимировна Аксёнова на крыльце на фоне кричалок первокурсников грустно:"Видел, Андрей? Вот такая жизнь". На декана нельзя было смотреть. Не знаю как и где, но он нашёл в себе силы в такой тяжёлый момент для факультета день пойти и поддержать первый курс. Было понятно, что весь порядок первого курса на шествии, в цирке лежит теперь на Шредера, Егора и моих плечах.
"Вот такая жизнь". Про Петрова я узнал в 11 классе - просто знал, что есть такой профессор, завкафедры физической химии. А на первом курсе, когда увидел - он заменял Людмилу Яковлевну Гаврилову и... Сейчас, 4 года спустя я анализирую ту лекцию и понимаю. Наверное, именно Александр Николаевич Петров, профессор Петров повлиял на меня, как на преподавателя. Понимаете, как есть нюансы в женском и мужском вокале, то есть существенные нюансы в преподавателе мужского рода и преподавателе женского рода. И теперь я нахожу стиль и детали преподавания Петрова в моём стиле преподавания (учитывая, что любое преподавание авторско). Да, я раньше любил надевать потёртый, но добрый тёмный пиджак на чёрную водолазку. Да, я тоже люблю рассказывать басенки и приколы на лекциях (не так много, правда), считая, что хороший ученик точно разберёт материал. Да, я люблю спрашивать попутно, когда рассказываю новый материал. Сейчас, не понимаю как одна лекция про электрохимию и уравнение Нернста могла так повлиять. Тогда на первом курсе мы сразу же придумали ему кличку - Батарейка, потому что Александр Николаевич рассказывал про гальванические элементы.
А на втором курсе я увидел другого Петрова, который вёл у нас первую часть физической химии. "Я верю в уравнения состояния". А я боялся Петрова. Боялся его глаз, зубов, я видел его как-то в 326 в ярости. "Да,гоните всех, Андрей Юрьевич!" - сказал он Зуеву, когда я не понимал диаграммы состояния. Я реально считал, что вот-вот и меня отчислят из-за физхимии. Зачёт в итоге я сдал перед первым экзаменом, а на письменном экзамене, который проводила Гаврилова получил 3. Я не знал физхимии выше 3. Я вообще не знаю физхимии.
А Петров её знал. Он на 2ом курсе зашёл вместе с Винярской к нам на зачёт - я, Шредер и Охохонин сидели перед Зуевым и тупили над растворами. Посмотрев на это дело, он не стал скандалить перед замдекана и студентами-дураками. Он сказал:"Женщина должна быть красивой, а мужчина умным". В современном мире разумеется женщина должна быть красивой и умной. И мужчина должен быть умным и красивым. Но... Когда я не могу над чем-нибудь сообразить, я вспоминаю эту фразу Петрова. Ещё мужчина должен быть сильным - это по умолчанию правило кафедры физической химии. Сколько я мебели и компьютеров у них перетаскал!
А теперь про женщин - куда мы без них?! Женщина должна быть красивой. Ум - это тоже красиво. И ум работает лучше, чем самый заковыристый афродизиак. Хотя, впрочем - сексуальность - это не красота. Красота редка, ослепительна и спасёт мир (это точно!!!). Красота сотрясает всё тело от запястья до мошонки. И поэтому красота - это сексуальность в том числе.
С супругой Петрова - Лидией Владимировной Адамовой я познакомился близко на 4ом курсе, она вела у моей группы коллоидную химию. Её речь, фразы, слух достойны отдельного восторга и повествования. Лидия Владимировна отлично вписывается в формулу своего супруга:"Женщина должна быть красивой, а мужчина - умным" - как и Петров, впрочем. В свои приличные годы она отлично выглядит и красива. А её улыбка! Так как я очень весело учился у неё коллоидной химии и она часто мне припрминала мои ляпы, типа давления 10^17 атмосфер, то её улыбка мне часто означала и означает:"Ты-труп". Как я боюсь Петрова, так же я люблю Лидию Владимировну. И мне безумно жалко Лидию Владимировну. Очень жалко.
Прозвище "Батарейка" к Петрову не прижилось. Он, конечно же, был выше этого! Его называли "Петров". На КВНе моей первой Зимней школе на моём 3ем курсе Александр Николаевич играл медведя. "Матёрый!" - сказал он. И правда! На последней Зимней школе сказали, что Александр Николаевич болеет. И вот... Как-то раз на лекции по общему курсу физической химии Петров говорил про религию и смерть:"Вот я верю, что когда умру для меня всё прератится. Я превращусь в ничего".
Тут у слушателей первого года по дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы" лекцию про Боллонский процесс читал экс-проректор по учебной работе профессор Прокопьев. Им очень не понравилось. А я ходил на перемене к ним и говопил - цените. Таких профессоров, как Прокопьев в Университете всё меньше и меньше. Таких профессоров классических, серьёзных, чопорных и традиционных. Сейчас такие современные профессора, а тех профессоров старой школы надо беречь. Вот, на физфаке это например профессор Памятных - экс-проректор по научной работе. На химфаке - это теперь профессор Владимир Михайлович Жуковский (тоже кстати был проректор по научной работе в прошлом), основатель уральской школы химии твёрдого тела. Профессор Петров покинул нас.

1 комментарий:

Unknown комментирует...

к сожалению, Петров был почти единственным примером преподавателя, который, будучи в студенчестве распиздяем, впоследствии стал профессором.