Переход General Motors в высший ценовой
сегмент выглядит неожиданным. Первое
впечатление - психанули. Но это не так.
GM хоть была первой автомобильной
компанией, инвестирующая в Россию в
2001 году, но особо больших инвестиций
не было. Планы были, но действия GM были
осторожными. В случае чего можно было
быстро "смотать удочки" и такой
пессимистичный сценарий в итоге
реализовался. Завод в Шушарах производящий
Chevrolet Cruze, Captiva и Opel Astra будет законсирован.
Про завод в Шушарах сказать, что
"производил" сложно, скорее собирал
из машинокомплектов. Остальные модели
Opel имели отверточную сборку на "Автоторе",
с которым сотрудничество прекратится.
Кривые калининградские ручки, конечно,
жалко, но собранные на "Автоторе"
Opel качеством не отличались. Контрактная
сборка Chevrolet Aveo на "ГАЗе" тоже
прекратится. Не известна судьба Chevrolet
Cobalt из Узбекистана, который, наверное,
продолжат собирать для рынков Средней
Азии. Первое сборочное предприятие GM
- завод GM-АвтоВАЗ продолжит сборку
внедорожников Niva, но вот о втором
поколении модели, которое обещали
сделать интересным стоит забыть.
Понятно, что для General Motors рынок России
был неосновным. Его емкость огромна,
но перспективы всегда были туманные.
Поэтому GM сильно не рисковала, осваивала
в основном сборочное или контрактное
производство. По-другому General Motors не
могла - денег на большое предприятие
не было. Во времена потребительского
бума GM была в предбанкротном состоянии,
а потом обанкротилась и ее основным
акционером стали Соединенные Штаты,
которые не собирались предоставлять
деньги налогоплательщиков на развитие..
Из под контроля государства GM вышла
только более года назад.
- GM может и правильно делала, что ограниченно развивалась в России. Сейчас GM придется потратиться на компенсации в России, но это меньшее, что она могла потерять. Карлос Гон вот ломает голову, как сократить издержки. Все же думали, что будет только рост российского автомобильного рынка и альянс Renault-Nissan к 2015 году потратила много миллиардов долларов на несколько заводов в России, которые производят почти всю гамму четырех брендов альянса из пяти существующих. Сейчас авторынок рухнул и возврат инвестиций растягивается. У General Motors в России другая стратегия - хорошо заработать на подъеме рынка, а потом резко минимизировать предстоящие убытки. Правильно ли это сейчас сказать сложно, покажет время.
- При уходе с российского рынка GM глобально не сильно проиграет. Минпромторг ставит в вину низкую локализацию производства. Это не причина, а факт. Причина в сложной экономической и геополитической ситуации. Машины в такие времена просто не покупают. Степень доверия к немецкой марке Opel останется, а Chevrolet просто был дешевле, поэтому его и брали. Но лояльность у марок всегда была низкая. Люди пересаживались с Opel на Opel не потому что нравилась марка, а из-за подходящего автомобиля в гамме. Из желающих поменять Chevrolet на Chevrolet были только те, которые н могли себе позволить что-то большее. Маркетинговая активность тоже была на нуле. Российские маркетологи Opel не смогли даже раскрутить успешно общеевропескую компанию с Клаудией Шиффер, а Chevrolet Lacetti и Chevrolet Corvette продавались бок о бок. Когда машины идут, как горячие пирожки это никого не заботит, а когда продажи встали, думать о бренде уже поздно. Однако сами дилеры GM были один хуже другого, во всяком случае в Екатеринбурге и окрестностях. Сейчас дилеры отправлены в свободное плавание и будут зарабатывать на сервисе.
- Ещё у General Motors не было мощного лобби для флит-продаж. Частный сектор для корпоративных нужд покупал Opel и Chevrolet, но госструктуры GM особо не жаловали. Сейчас Ford и Toyota спасаются именно корпоративными продажами. В принципе, Chevrolet Niva могла заменить UAZ для МВД или погранслужбы, но последний продолжают закупать для государственных нужд.
- Что будет? Продажи бренда Opel, большинства моделей Chevrolet будут прекращены до конца 2015 года. В продаже останется люксовая марка Cadillac и чисто американские модели Chevrolet Camaro, Corvette и Tahoe, которые в некризисные годы продавались штучно. Сейчас у дилеров огромные скады 2014 модельного года, которые нераспроданы и надежды на продажи отсутствуют. Такое ощущение, что сворачивание продаж основных моделей GM в России несет рекламный подтекст. Машины не берут, цены повышаются, машины снова не берут. Объявим, что скоро машин не будет - покупатель раскупит по любым ценам. Для "спящих покупателей" Opel Meriva или Zafira Tourer, которые вроде бы хотят преобрести автомобиль, но не испытывают жгучего желания новость о прекращении продаж станет причиной покупки "последнего нового автомобиля Opel в России". Но, конечно же, не для всех. Экономика сжимается, денег ставится физически меньше, а модельная гамма Opel сильно переоценена.
- Почему я так много говорю о General Motors? Не только потому что это один из крупнейших автопроизводителей мира. Сейчас проблемы России для GM, которая сама только недавно вышла из-под банкротства малозначительны. Проблемы с качеством, которые повлекли человеческие жертвы, проблемы с профсоюзами и пенсионной программой в Штатах и извечная конкуренция на основных рынках в США и Китае. Для российского человека же автомобиль - больше, чем автомобиль. Это желание, которое наконец, в жирные годы дорогой нефти исполнилось. Автомобили и дороги в нашей огромной стране вполне могут стать национальной идеей. GM в принципе удовлетворяла этот голод, но в основном ее автомобили были скучным и массовым ширпотребом. Однако в гамме General Motors были и нормальные автомобили:
- 1. Opel Meriva
- Opel Meriva - это компактвэн с дверьми, как у Rolls-Royce. В Европе крутили ролики с Opel Meriva на ковровой дорожке с Клаудией Шиффер, позиционирование семейного автомобиля странное, но известность у хорошего целом автомобиля появилась.
- 2. Opel Zafira Tourer
- Большая версия родоначальника класса компактных минивенов. Удобная посадка, много место для пассажиров второго ряда, в полу багажника спрятан третий ряд сидений, огромная панорамная крыша. Жаль только, что порой калининградская сборка разочаровывала.
- 3. Opel Mokka
- Это маленький вседорожник здесь потому что выглядит не так психоделично, как Nissan Juke. Багажник кстати у Mokka тоже больше. Сам автомобиль для Европы собирается Южной Корее. Хоть его рекламирует тоже Клаудия Шиффер, что он немец - он никакой не немец, а кореец.
- 4. Adam Opel
- Яркий компактный автомобиль для города, который не успели начать продавать в России. Назван в честь основателя марки и в основном повторяет Opel Corsa только с яркими красками и цветами. Достойный ответ Fiat 500, но не для России.
- 5. Opel Karl
- Мелкая новинка прошлого года, которая должна была иметь самый низкий ценовой порог для покупки автомобиля марки Opel. Конкуренции с Renault Sandero на российском рынке не увидит.
- 6. Chevrolet Colorado
- Пикап из Таиланда на базе рамного внедорожника Chevrolet Trailblazer. По планам продавать пикап должны были начать в 2016. Тоже сорвалось. Внешне выглядит интересно, про сравнение с VW Amarok и Toyota Tundra говорить сложно.
- 7. Chevrolet Niva 2
- Строительство нового завода остановилось, сам проект показан в виде интригующего концепт-кара. Производство первого поколения продолжится дальше, пока все покупатели не перейдут к Renault Duster.
- Фото автора и GM
Комментариев нет:
Отправить комментарий