четверг, 12 марта 2015 г.

Невольные аналогии в «Карточном домике»

Внимание, возможны спойлеры.
На протяжении двух сезонов лидер большинства, затем вице-призидент Соединённых Штатов Фрэнк Андервуд (Кевин Спейси) упорно шёл к своей мечте стать Президентом любыми способами. Третий сезон сериала Netflix повествует уже о Президентстве Андервуда. Кто-то третий сезон «Карточного домика» считает российским, тема России присутствует, но вот главная проблема — это внутренний кризис. Единожды представив себя в Овальном кабинете от этой мысли невозможно отказаться, воплощение этой мысли поглощает полностью. Цель — одна, средства — все и теперь ты занимаешь самую главную должность на планете Земля. А потом? Мелкие стычки вроде Сената в оппозиции или конфликтов в Палестине выматывают. А потом? Ещё одна предвыборная гонка. А потом? Ещё четыре года Президенства. А потом? Что делать бывшему Президенту Соединённых Штатов? Опыт Клинтона и Бушей особо не впечатляет. Ну, кроме библиотеки и авианосца с Вашей фамилией и инициалами — приятно. Получается надо делать, чтобы делать. И линия сериала идёт к заключению. Всё имеет конец.
Но Фрэнк Андервуд сложнее этого. Вкусивший однажды вкус власти, он не может остановится. И на самом деле американская демократия, свободы, сами Соединённые Штаты находятся в опасности. В прошлом сезоне обойдя выборы он стал Президентом. А сейчас вовсю используя административный ресурс и демократические инструменты стремится на второй срок. Его время у власти может сильно затянутся. Снова из исторических параллелей приходит на ум случай Франклина Рузвельта, который четыре раза становился Президентом, единожды в истории. На то были свои причины — выход из «Великой депрессии» и Вторая мировая война. В конце концов Рузвельт не стал «бывшим», он умер на своём посту. Фрэнк Андервуд не случайно посещает именно мемориал Рузвельта и размышляет о своих похоронах, что он мол заставит всех их встать в очередь. Демократия в опасности, с её помощью к власти пробился диктатор.
Образ Рузвельта не уходит из сериала весь сезон. Андервудовская программа «American Works” уж очень похожа на кусок «Нового курса», но с собственным соусом. Авторитарная борьба Фрэнка Андервуда с безработицей выглядит популистской и социалистической. Работа всем — звучит хорошо, но трудоустройство происходит не за счёт роста экономики, а за счёт принудительного дополнительного найма в государственные и муниципальные службы, а также в окологосударственные компании.
Аналогии так же можно провести между Элеонорой Рузвельт и Клэр Андервуд (Робин Райт). Вообще, отношения супругов Андурвуд сложнее супружеских и партнёрских. Они порой извращёны, имеют свои победы и провалы. Как-то раз Фрэнк Андервуд признался, что боится свою жену - персонаж Робин Райт намного сложнее и глубже персонажа Кевина Спейси. До сих пор непонятно кто главный герой. Клэр Андервуд любят намного больше, чем её супруга-Президента и голосуют в основном за Фрэнка Андевуда только из-за красивой и умной жены. «Если мне хватило ума жениться на такой женщине, то хватит ума управлять страной» - бравирует Президент Андервуд, но он лукавит, признаваясь в частной беседе под стаканчик скотча, что он до сих пор стесняется своей жены и не верит, что красивая и богатая девушка из Техаса выбрала именно его — бедного и простого парня с Юга, так любит себя позиционировать Фрэнк Андервуд. Ясно одно — Президента делает его супруга.
Элеонора Рузвельт была первым представителем США в Организации Объединённых Наций. Клэр Андервуд тоже становится представителем США в ООН, но не смотря на любовь масс, политический истеблишмент и дипломаты не принимают Первую Леди. А заря - про её ум сказал уже ленивый, а настойчивости в получении желаемого у Клэр в разы больше, чем у её мужа. Амбиций, кстати тоже. «В этом кабинете только одно кресло» - говорит Фрэнк Андервуд в заключительной речи сезона говоря про то, что находится у стола Резолют в Овальном кабинете. Отныне Клэр Андервуд становится воплощением и Элеоноры Рузвельт, и Хилари Клинтон. Создатели сериала намеренно сделали такую развилку — вдруг в 2016 году Президентом станет Хилари Клинтон. Про неё всегда говорили, что она умнее, дипломатичнее и успешнее своего мужа, 42-го Президента США. После окончания карьеры Билла Клинтона, Хилари Клинтон стала известным политиком, показав всем перевоплощение из Первой Леди в Госссекретаря США. Посмотрим, что будет с Клэр Андервуд.
Про линию ООН в сериале «Карточный домик» стало известно, когда делегация России заблокировала разрешение на съёмку сериала в помещениях ООН. Все остальные страны, кстати был за. Однако работа ООН и сама дипломатическая работа показана слабо, не очень захватывающе. Цель этой линии была вовсе не показать работу ООН изнутри, а показать Клэр Андервуд в деле.
Самым главным оппонентом в ООН для Клэр Андервуд становится Россия. Если бы в разгар торговой войны с Китаем во втором сезоне всплыла тема ООН, на месте России был бы Китай. Хотя не менее интересно представлен Израиль — трусливой дипломатией и собственной игрой, но открыто называя США союзниками. Итак, образ России появляется в главном политическом сериале. Надо сказать, что Бо Виллимон должно быть хорошо разбирается во внутренней политике США, но то что касается России изображено несколько коряво. Россия в сериале — непонятная субстанция, которой нельзя доверять и с ядерным вооружением на готове. В России уже известны результаты всех выборов. В России ущемляют геев. В России безумная коррупция. В России есть ФСБ, которая устраивает внутренние терракты для собственных целей. Картина в общем-то поверхностная, но...
Ларс Миккельсен из сериала «Шерлок» играет здесь Президента России Петрова и его невозможно не сравнить с Владимиром Путиным. Президент Петров управляет страной основываясь только на своём личном мнении и желаниях, в принципе как и Президент Андервуд, только вот Петрову в разы легче. Ларс Миккельсен играет мерзкого человека, которому с первых кадров уже не доверяешь. Хотя Клэр Андервуд ему льстит: «Он умён и очень опасен». Первое не верно, а вот со вторым в самую точку. Президент Петров опасен тем, что делает, что хочет и ни с чем не считается. Он готов пойти на убийство собственных солдат и развязать военный конфликт. Хотя моделирование «Карточного домика» просто детский сад по сравнению с текущей политической повесткой за последний год. Образ Президента России немного литературно преувеличен, но смысл передан точно. Петров бывший работник КГБ, правда служивший в Афганистане. Он любит показывать свою спортивную форму, катаясь например на серфинге в Сочи (кто-нибудь серфингистов в Сочи видел?) и развлекаясь с любовницами. Первой леди в России нет. Он заявляет, что его не интересует закон о гей-пропаганде, что мол два министра его кабинета геи и его племянник тоже гей, это всё для народа, который не поймёт его слабости. Достойная отговорка. В итоге двухстороннего диалога между Петровым и Андервудом не случается, США угрожает санкциями, которые вызовут в России экономический кризис. Реальность страшнее, потому что это реальность, она здесь и сейчас. Реальность идёт быстрее сюжета сериала и только участники Pussy Riot становятся явными победителями над политикой Президента Петрова.
Сюжет третьего сезона порой идёт очень медленно, внешнеполитическая линия с России выглядит слабо, но когда слышишь первые аккорды вступительной мелодии в заставке всё-равно бежишь к экрану. Захватывает больше всего в «Карточном домике», как и прежде — скурпулёзный анализ и продуманные многоходовые операции.
Много написано, что третий сезон «Карточного домика» - российский сезон. Это лестно для России, но это не так. Главная проблема сериала не в России, а в экзистенциальном кризисе. Наиболее ярко он передан на Клэр Андервуд, которая смотрит в зеркало и не видит себя. Фрэнк Андервуд туда же — он настолько уже поглощён собственной властью, что мало чего видит перед собой. Он теряет всё больше людей и скатывается в одиночество, хотя тут всем известно, что Президентство сильное испытание для брака. Фрэнк Андервуд знает чего хочет — он хочет всё здесь и сейчас, но не факт, что получит и это его экзистенциальный кризис. Да и сами Соединённый Штаты находясь на пороге нового политического цикла тоже задаются вопросами экзистенции. И ответы, которые они слышат снова напоминают первую предвыборную компанию Барака Обамы — скоро будет по-другому, скоро будет все заново. Только вот скоро уже здесь. А потом? Фрэнк Андервуд собрался надолго в Президенты, а структура карточного домика не очень устойчива.
Карточный домик. Сезон 3. The House of Cards. Netflix.

Комментариев нет: