суббота, 25 июля 2009 г.

Восточная Пруссия

В прошлогоднем рейтинге комфортных городов для бизнеса Forbes Калининград занял второе место. В свежем рейтинге Forbes он вообще из него выпал. Кажется, что российский анклав в Европе, который ранее назывался Восточной Пруссией и входил в Пруссию, потом Бисмарком объединился в объединённую Германию, а после 1945 года Восточная Пруссия стала Калининградской областью не затронули кризисные явления. В единственном кинотеатре города - местном "Каро-фильме" огромные очереди в кассу даже в будни, а на фуд-корте местного центорового торгового центра "Калининград-плаза" цены совсем докризисные, готовят медленно и дают совсем невкусный Цезарь (это я так нелестно про Broaster). Самый худший аэропорт в мире Храброво реконструируют под цвета местной авиакомпании KD авиа. У KD красивая форма пилотов и плавные полёты, но не вкусный ланч. KD авиа вообще позиционирует Храброво, как хаб для полётов в Европу - рейсами самой KD Вы долетаете до Храброво, а затем пройдя таможенный и паспотрный контроль летите дальше. Здесь Европа ближе. Впрочем в период реконструкции Храброво не слишком удобен, а персонал хамский. До аэропорта ведёт строящееся хорошее шоссе. "Но в этом вся соль, в этом вся изюминка" - это первая дорога, построенная с 1945 года! Калининград и инфраструктура - это два разных слова. Развитая сеть автомобильных и железных дорог, удобнейший Южный железнодородный вокзал - это всё наследство с немецких времён. С тех пор многое изменилось. Например, машины. Да, автодорог очень много, а указателей мало, но сами дороги очень узкие. Они построены в те времена, когда машина была только у гауляйтера Восточной Пруссии, а все остальные ездили на конных повозках. Система автобанов Третьего рейха не добралась до Восточной Пруссии - постарался товарищ Сталин. Теперь в проекте дорога, которая свяжет в кольцо Светлогорск, Зеленоградск и курорт Пионерский, где строят государственные резиденции с Калининградом с заходом в аэропорт Храброво. Пока нет дороги даже в аэропорт. Поэтому в выходные выстраиваются огромные пробки на въезде-выезде из Калининграда, а в будни трафик бушует по самому Калининграду. В хорошую погоду мы застряли в трёхчасовую пробку на въезде в курортный город Зеленоградск, который находится на берегу Балтийского моря. Машин здесь море, как солёной воды. Раньше до огромных таможенных пошлин жителям Калинградской области было дешево купить поддержанную иномарку в Европе. Даже работники экстренных служб, как дорожная полиция, Скорая помощь чаще ездят на Mercedes и Volkswagen. К тому же Калининградская область была особой экономической зоной - здесь не было НДС, а с предприятий снималось право уплаты некоторых налогов. Ещё у жителей Калининградской области был льготный безвизовый проезд в страны Прибалтики, Польшу и Германию. Но всё это, увы, в прошедшем времени. С приходом нового губернатора Бооса из команды московского мэра Юрия Лужкова в прошлом году все эти льготы отметили. Льготы, которые позволяли инвестировать не смотря на отсутствие инфраструктуры позволили поднятся Калининграду до 2го места в рейтинге Forbes. А после их отмены Калинградская область осталась с судостроительным заводом "Янтарь", супермаркетами "Вестер", "Виктория", "Семья", "Бауцентр" и малым бизнесом, который медленно оправляется от отмены льгот. Предприятия, которые собирали продукцию типа Автотора и Телебалта оказались на одинаковых позициях с другими производителями.
Но если Вы не запариваетесь на счёт инфраструктуры или часто летаете в Европу и всё же хотите жить в России, то в Калининграде можно жить. Жить в немецком доме начала XX века, до моря 40 минут езды. Некоторые так и делают. Например, Евгений Гришковец, по-моему мнению лучший современный российский писатель. И не только писатель. И если слушать где-то его "Гвардейск-Ибица" или "Настроение улучшилось", то неприменно в Калининграде. Может быть Калининград станет и Вашим сокральным местом. Но не моим. Калининград стал ещё один городом путешественника. Откройте единственный путеводитель по Калининградской области от Polyglot и Вы поймёте, что разбежаться некуда. Туристический поток скудный, а немцев в нём больше, чем русских. Немцы приезжают посмотреть на свои бывшие земли и на то, как бы выглядела Восточная Германия, если бы не Объединение. До 1945 года Калининград назывался Кёнисбергом. После массированных бомбардировок Союзных войск, а потом штурма города войсками генерала Черняховского от старого Кёнисберга осталось мало. Главный туристический объект - остров Канта, небольшой островок на реке Преголя. Когда-то на острове была старинная крепость Кёнисберга, старинные дома и здания Кёнисбергского Университета, сейчас остался единственный Кафедральный собор с органом и могилой Иммануила Канта. Немецкий философ Кант - самый известный житель Кёнисберга. Думается, если бы Маркс поменьше упоминал Канта в своих сочинениях, то советские войска взорвали и Кафедральный собор, как профессорскую усыпальницу Кёнисбергского университета. Наследник Кёнисбергского университета - РГУ им Иммануила Канта, Российский государственный университета спрятан в сквере на центральной улице Калининграда - Ленинском проспекте и особо не впечатляет. Рядом с ним - Круассан-кафе, калининградская сеть утренних кафе, поэтому студентам есть где пить кофе. На острове же Канта в хорошую погоду можно посидеть на траве, смотреть на готику Кафедрального собора и из далека на биржу, которая находится на противоположном берегу Преголя. Подходить ближе к бирже лучше не надо - бывший ДК моряков теперь находится в полуразрушенном состоянии. Недалеко от острова Канта находится Рыбная деревня. Рыбная деревня не имеет ничего общего с рыбой, это просто многофункциональный центр на берегу Преголи, состоящий из малоэтажных домов в старинном немецком стиле. Выглядит красиво. Здесь музей, маяк, деловой центр, разводной мост через реку Преголя и приличная гостиница "Кайзерхоф". В общем больше в Калининграде-Кёнисберге делать нечего. Разрушенные ворота и бастионы разбросаны по всему городу (исключение - Королевские ворота, реконструированые на 750-летие Кёнисберга) перемежаются с убогими девятиэтажками советской эпохии. Коммунисты делали всё, чтобы "осоветить" Кёнисберг и теперь это выглядит печально.
Если у Вас есть маленький ребёнок, то его вдохновит Музей мирового океана с дизельной подлодной лодкой на стапеле. Рядом также стоят рыбацкая шхуна и океанский корабль Росавиакосмоса. Перед портом города Калининграда стоит автомобильный и железнодорожный лифтовый мост. Интересное сооружение, которое могли придумать только в Германии - стране, в которой все дети хотят непременно быть инженерами. Настоящая жизнь бьёт в порту - ведь Калинград морской порт. Попасть на машине в Калиниград удобнее всего паром через Санкт-Петербург - в противном случае в Прибалтике и Польше с Вас потребуют Шенген. Жизнь города также чувствуется на центральной площади Победы и Московском проспекте. В Калининграде нет Metro, IKEA, Auchan, но за покупками все ездят на Московский проспект - здесь Volkswagen Центр Калининград, автрсалоны BMW (БалтАвтоТрейд), Mercedes-Benz (ЭвроЛак), строительный "Бауцентр" и супермаркет "Виктория". Вообще для ритейлеров Калиниград - город закрытый. Если Вам захотелось новую микроволновку, то лучше её купить в единственном "Эльдорадо", что в "Калиниград-Плаза". И это исключение. Много магазинов шаговой доступности местных сетей - Семья, Виктория, Вестер, чей магазин находится даже в здании мэрии. Вестер развивает ещё и книжную розницу "Книги and Книжечки". На площади Победы же находится местный уменьшенный клон храма Христа Спасителя, который и называется как и московский, мэрия, "силовой квартал" со зданиями МВД и ФСБ области и машинами серии "ттт-39" и многофункциональный центр "Европа". В деловом центре "Европы" располагаются офисы Райффайзен, SwedenBank, а торговая часть признана лучшей в городе - здесь "Шоколадница", Zara, Adidas, Nike, Geox, NewYorker, Mango, Peacoks и Ecco. "Европой" очень гордятся в Калининграде, для города с населением как у Нижнего Тагила такой торговый центр, в котором есть даже дилер Apple (iCentre) считается hi-end. Недалеко от "Европы" есть MaxMara, Сбарро, Benetton, Castro и Promod, так что когда за два дня весь Калининград рассмотрен третий день можно посвятить покупкам. А потом направится за калиниградскую кольцевую автодорогу в сторону... Например, Балтийска.
91-ые чёрные номера - это номера Балтийского флота. В Калининграде есть даже штаб Балтийского флота, но военных моряков не видно. Стоит отъехать до Балтийска, как картина меняется. Балтийск - главная база Балтийского флота России. Кажется, что ты в Севастополе, но романтики моря, военных кораблей и подвигов здесь нет. Балтийск - бывший Пиллау, в котором была когда-то главная военно-морская база Германии во Второй мировой войне. Пиллау хорошо укреплён, разные крепости, форты, маяк, но к Вам обязательно пристанут с предписанием немедленно прекратить фотосъёмку, ведь это всё объекты МО РФ. Вообще сам Балтийск стал открытым городом совсем недавно, а въехать в него можно только по российскому паспорту. Совсем другое дело курортные города Светлогорск и Зеленоградск, которые расположены на берегу Балтийского моря.
Ходит шутка, что коммунисты перепутали назвав бывший Раушен Светлогорском, а бывший Кранц - Зеленоградском. Когда приезжаешь в Светлогорск поражает обилие деревьев, парков, леса, в то время как в Зеленоградске преимущественно степь, зато ярко светит солнце. Автомобильная дорога к Балтийскому морю узкая и если какая-нибудь ферма вздумает перегонять комбайн, то Вы в пробке. По обочинам дорог немцы садили деревья, которые теперь заключают дороги в лесной тоннель. Ехать забавно, но дорога становится визуально уже. Немцы считали, что корни деревьев держат каменную подушку дороги и она не расползается.
Светлогорск считается главным курортным городом, а Зеленоградск считается важным из-за Национального парка "Куршская коса". Слово "курорт" здесь считается не таким правильным, как после курортных Сочи, Анапы, Джугба или Дагомыса. Балтийское море - не Чёрное море. Оно холоднее. Купаться в нём сложно - изменение ветра приводит к изменению направлений холодных и тёплых течений и вода в море становится холодной. Точнее она вообще холодная. Здесь стоит гулять, смотреть на море и дышать свежим морским бризом. Часто здесь случаются шторма, буйства стихии наоборот привлекают путешественников. А наоборот, тихое море - это большая редкость. Но море, оно любое - красивое. В бывшем Раушене - Светлогорске перепад высот у моря составляет 30 метров. Спуститься к морю можно и по лестнице, а подниматься лучше по канатной дороге (25 рублей) или на лифте (20 рублей), с крыши которого открывается восхитительный вид на море и леса Светлогорска. Полоска пляжа здесь узенькая и в хорошую солнечную погоду лучше заняться здесь другим. Например, отправится на знойный пляжный open-air модного калининградского клуба Platinum, перекусить в калининградской сети русской кухни "Блинца-ца" (окрошка - 42 рубля, холодный литовский борщ - 42 рубля, блины со сгущёнкой - 44 рубля), потом продолжать отплясывать до утра, возвратиться в пятизвёздочную гостиницу Hotel Grand Palace, где мягчайшие кровати, после бурной ночи, а затем поздно позавтракать пиццой в ресторане гостиницы. Цена на пиццу здесь - как в екатеринбургской "Пан-пицце", а гостиница предлагает пятизвёздочный сервис за suite, как на горе Белой - это за 200 км от Екатеринбурга. А после Светлогорска отправиться в Зеленоградск. Хотя лучше сказать - из Раушена в Кранц.
Кранц, нынешний Зеленоградск равнинее, спокойнее и буржуазнее. Здесь отдыхали короли Пруссии, будущие декабристы и министр Столыпин. Здесь можно гулять по променаду, бездельничать на пляже и кататься на велосипеде. Недалеко от Зеленоградска начинается Куршская коса - 40 километровая узенькая полоска земли между пресным Куршским заливом и солёным Балтийским морем. Куршская коса - Национальный парк, сюда привозят автобусами немцев, чтобы показать им пыльные музеи. Кроме музеев здесь постоянная продажа янтаря - главного сувенира Калиниградской области, реликтовый лес и песчаные дюны на пути к морю. А на берегу Балтийского моря огромные безлюдные пляжи. В выходные в хорошую погоду пляжи наподняются людьми, как и в Зеленоградске, но если уехать за 20 км Куршской косы, там где дорога становится значительно хуже и уже можно лицезреть только море, песок и солнце. Поэтому можно делать всё, что захочется - нудисткий пляж или приготовить коктейль "Секс на пляже". А отъехав понять, что хочеться сюда вернуться вновь.

Комментариев нет: