воскресенье, 28 августа 2011 г.

Скутер

Мотороллеры были с человечеством в самые трудные его минуты XX века. Если бы двигатель внутреннего сгорания, вариатор и воздушное охлаждение придумали в XIX веке, то «Анну Каренину» мы бы увидели в другом. Если Вы думаете, что эта статья про скутера - «велосипеды с мотором», где сидишь на табуретке, то Вы опять ошибаетесь! Куда приятнее ошибаться и всё прояснять для себя, чем всё делать правильно изначально.
Скутера (scoot - “удирать», в городе они удирают от машин в пробках куда быстрее, чем новое поколение Porsche 911) появились после Второй мировой войны. WW II, которая принесла мир человечеству больно ударила по экономике всех стран. Конечно, самолёты, автомобили и мотоциклы уже были изобретены и распространены, но дешёвым методом передвижения были пеший, конный или общественным транспортом. Или велосипедом. Велосипед — это отдельная глава человеческого гения, но на нём увы далеко не уедешь. Мысль проста — а что если к велосипеду приделать моторчик, чтобы не надо было крутить педали? Рама плюс моторчик - вот Вам и мотороллер. Он прост и лаконичен, какими и должны быть все мысли. Именно с мотороллеров началась глобализация — не «Конкорд» связал континенты, не тоннель под Ла-Маншем, не сети сотовой связи, не интернет, а маленькие, дешёвые, экономичные скутера сделали это. Мотороллеры подарили людям радость передвижения — сел и поехал. Они связали отдаленные районы городов быстрее, чем метро, они сделали передвижение быстрее чем было раньше между населёнными пунктами.
Так мотороллеры Vespa появилась в Италии, что понятно — по узким улочкам итальянских городов удобно перемещаться на чем-то не очень габаритном. В разбомбленой после войны Японии первым был Cоитиро Хонда. Как гордо пишут на последних страницах каталогах Honda: “До сегодняшнего дня в некоторых странах нет слова, означающего «велосипед с мотором» — люди просто говорят Honda». В 60-ые, «десятилетие свободы», скутера становятся модным аксессуаром. Белые мотороллеры Vespa с девушками в белых обтягивающих майках — а всё началось ещё с Одри Хепбёрн в «Римских каникулах» в далёком 1953. Скутера — это свобода передвижения. 70-ые тоже не отпустили скутера из-за топливного кризиса 1973. Скутера мало потребляют топлива — и ты снова в движении. Мотороллеры были ответом на все экономические катаклизмы, предоставляя нам одну важную вещь — мобильность. При том стильную и удобную. Они подняли экономику Европы после войны, они вывели экономику Японии на мировой уровень в 1973, они открыли всем людям — вне зависимости от их пола, возраста, материального состояния, цвета кожи, гражданства, политических предпочтений радость открытого воздуха в лицо и скорости.
Сейчас, в ожидании второй волны кризиса (или он развивается по кривой W или по кривой V, дна которого не видно), после двух лет, в кино появляются первые осмысления того, как мы до такого дошли. Ведь он был глобальным не по причине того, что мир стал меньше и информация, как и штаммы вирусов распространяются быстрее, а по причине того, что первопричина кризиса была в наших бытовых, микроэкономических привычках. Второй «Уолл-Стрит» - это другое, а вот фильм «Ларри Краун» в самую точку. Его уже стоит посмотреть, потому что там играют Том Хэнкс и Джулия Робертс. Я обожаю Тома Хэнкса, потому что он мой любимый киноактёр ещё со времён VHS, а Джулия Робертс изменила мои музыкальные вкусы в сторону Roxette в «Красотке». Том Хэнкс, конечно, постарел и это расстраивает, а Джулия Робертс, как всегда, неотразима.
У Ларри Крауна нет ничего кроме своей работы. В его гардеробе только одна корпоративная футболка, в ней он каждый день ходит на работу — Ларри Краун лучший продавец в гипермаркете. Но в один день его увольняют — у него нет высшего образования. Он 20 лет прослужил на флоте поваром и два года в гипермаркете. Мы же понимаем - «просто времена другие», идёт спад во всех секторах экономики. На Ларри ипотека, куча барахла, в том числе ЖК-телевизор LG и огромный прожорливый внедорожник Chevrolet Tahoe. Работы нигде нет, каждый доллар на счету и словно по совету Forbes, Ларри Краун идёт учиться в Университет. Он берёт курсы ораторского мастерства и экономику. Времена тяжёлые, он сбывает своё барахло на распродажу своему чернокожему соседу, который ездит на Lincoln MKT, меняет свой ЖК-телевизор LG на мотороллер и круто изменяет свою жизнь.
Параллельно мы видим антипода Ларри Крауна — мужа героя Джулии Робертс. Он — бывший профессор, который завёл свой блог и постоянно смотрит на пышногрудых девиц в интернете. Он не собирается меняться, он не собирается искать работу, он говорит «Я мужчина, который ведёт себя, как мужчина и всё». Тупо. Особенно тупо слышать это с небритого, лысого лица. В итоге он получает развод, а героиня Джулии Робертс героя Тома Хэнкса.
Ларри Краун начинает смотреть проще и яснее на вещи. Если но любит, значит он любит. После курса экономики в Университете он объявляет себя банкротом в банке, на что его уговаривают за «чашечкой бесплатного кофе» не делать этого, так как это плохо скажется на его кредитной истории. Но Ларри Крауну не нужна кредитная история — он болше не будет брать кредиты. Он учится и работает, делает то, что умеет, Ларри Краун работает поваром. Он постонно занят, его верные помощники — это книги, нетбук и мотороллер, ему некогда рассматривать полуголых девиц. Ларри тяжело, но он отдаёт дом банку, диван из Ikea выставляет на распродажу своему соседу и встречает своего босса, которого тоже уволили. Бывший босс развозит пиццу на своей BMW пятой серии. Люди винят в кризисе Алана Гринспена, Джорджа Буша, Джулию Робертс, кого угодно, но не себя. Зачем простому работнику огромный внедорожник, который потребляет 70 галлонов на 100 км и дом, если он живёт один? Ларри Краун думал, что деньги — это просто бумажки, которые печатают пока не сходил на курс университетской экономики.
Я уверен, что кризисы идут на пользу не только экономике, но и нам самим. «Что не убивает нас, делает нас сильнее» - знаете? Можно сникнуть, ничего не понимать и не изменяться, как бывший супруг героини Джулии Робертс, как бывший шеф Ларри Крауна. А Ларри Краун — просто герой нашего времени. Он поступил, как ему помог советом сосед с распродажи:«У тебя есть здоровье, тебе не надо кормить свою семью, ты белый и ты в Америке. Ты как чистый лист». Он простился с прошлым и начал всё с начала. И в итоге, чего боялся не наступило, а наоборот — он стал счастливее ещё больше. Ну и что без своего дома (он его и не был никогда), ну и что без своего огромного внедорожника, ну и что без своего ЖК-телевизора LG. Зато с новой и тоже любимой работой, зато с друзьями, зато с любимой женщиной, которая счастлива, зато с самой маленькой кухней в мире, зато с своим верным мотороллером. Он простился с одним и получил другое — лучшее. А кто знает в самом начале пути, что получит в конце? Трудно сделать первый шаг и разобраться в себе и окружающих. Но можно. Ларри Краун смог.
После слов «люди просто говорят Honda» в последний weekend лета я сам захотел скутер Honda. Но оказалось, что Россия не входит в список стран, где нынешняя Honda планирует развивать понятие «мобильность» для всех категорий граждан. Зато их конкуренты из Yamaha это планируют. Я уже запланировал визит к дилеру Yamaha на Уралмаше, чтобы выбрать между спортивным Aerox R и лакончным (особенно в цвете Ladybird Red) Neo's. Или итальянский стиль Vespa лучше? Если Вам нужно покорить девушку по имени Сирена Ван дер Вудсен или Вы и есть Сирена Ван дер Вудсен, то Vespa точно Ваш выбор. Осталось только выбрать фару — классическая округлая (модель LX) или прямоугольная, как в 80-ые (модель S). Ясно одно — теперь за 150 тысяч не нужно покупать хозяйственную сумку на колёсах Daewoo Matiz, а думать о зиме в последний weekend лета вообще не стоит.